Майкл Джо́зеф Дже́ксон (англ. Michael Joseph Jackson; 29 августа 1958, Гэри — 25 июня 2009, Лос-Анджелес) — американский артист, автор и исполнитель песен, танцор, композитор, филантроп, предприниматель. Cамый успешный исполнитель в истории поп-музыки, в мире продано свыше 260 миллионов альбомов, не считая синглов, обладатель 15 премий Грэмми и сотен других премий. 13 раз занесён в Книгу рекордов Гиннесса; в мире продано порядка миллиарда копий альбомов Джексона. В 2009 году официально признан Легендой Америки и Иконой Музыки. Майкл Джексон внёс значительный вклад в развитие популярной музыки, видеоклипов, танца и моды. Майкл Джексон скончался 25 июня 2009 года в результате передозировки лекарственных препаратов, в частности, пропофола.
Детство и The Jackson 5
Основная статья: The Jackson 5
Майкл Джексон родился в семье Джозефа и Кэтрин в городе Гэри (штат Индиана). Он был седьмым из девяти детей. Джексон утверждал, что отец неоднократно унижал его морально и физически. Однако он уважал строгую дисциплину отца, которая сыграла большую роль в успехе Джексона[7][8]. В одном из столкновений с отцом, описанном старшим братом Майкла Марлоном, отец, держа его вверх ногами, наносил удары по спине и ягодицам [9]. Однажды ночью, когда Майкл спал, отец пробрался в его комнату через окно. Он был в пугающей маске, пронзительно кричал и ревел. Джозеф объяснил свой поступок тем, что хотел научить своих детей закрывать окно перед тем, как лечь спать. Четыре года спустя Майкл признался, что страдал от ночных кошмаров, в которых его похищают из спальни[9]. В 2003 году Джозеф признался BBC, что избивал Майкла, когда тот был ребёнком[10].
Впервые Джексон открыто заговорил об унижениях, которые ему приходилось терпеть в детстве, в интервью с Опрой Уинфри в 1993 году. Он рассказывал, что в детстве часто плакал от ощущения одиночества и его рвало после общения с отцом[9][11][12][13]. В другом громком интервью, Living with Michael Jackson (2003), во время рассказа о насилии в детстве, певец прикрыл лицо рукой и начал плакать[9]. Джексон вспоминал, что Джозеф садился на стул с ремнём в руке, когда он репетировал вместе с братьями, и что «если ты что-то сделал не так, он доведёт тебя до слёз, реально достанет тебя»[9].
Джексон выступал перед одноклассниками на Рождественских концертах с пятилетнего возраста[13]. В 1964 году Майкл и Марлон присоединились к «The Jacksons» — группе, созданной их братьями Джеки, Тито и Джермейном — в качестве музыкантов-дублёров, играя на конго и тамбурине, соответственно. Позднее Джексон начал выступать как бэк-вокалист и танцор; в возрасте восьми лет он и Джермейн стали основными вокалистами, и группа была переименована в The Jackson 5[13]. Группа активно гастролировала на Среднем Западе с 1966 по 1968 год. Часто они выступали в ряде «чёрных» клубов и мест, известных как «Chitlin' circuit», нередко разогревая публику перед стриптизом. В 1966 году они выиграли местный конкурс талантов, выступив с хитами студии Motown Records и «I Got You (I Feel Good)» Джеймса Брауна с Майклом в качестве основного вокалиста[14].
Вскоре Джексоны поднялись на общенациональный уровень, а в 1970 году их первые четыре сингла побывали на первой строчке американского чарта Billboard Hot 100. Постепенно Майкл выделился в качестве фронтмена детского квинтета, фактически именно ему доставались главные сольные партии. Он обращал на себя внимание своей необычной манерой танца и поведения на сцене, которую он копировал со своих кумиров — Джеймса Брауна, Джеки Уилсона и др.
Начало сольной карьеры
В 1973 году успех семейного проекта начал падать, звукозаписывающая компания ограничивала их финансовые возможности, и в 1976 году они подписали контракт с другой фирмой, в результате чего им пришлось снова сменить имя на The Jacksons, так как «Motown» забрал имя «Jackson 5» себе. С 1976 по 1984 годы они издают ещё 6 альбомов, разъезжая по стране в турне. Между тем Джексон выпустил четыре сольных альбома и ряд успешных сольных синглов, среди которых «Got to Be There», «Rockin' Robin» и достигший в 1972 году первого места в чартах «Ben» (баллада, посвящённая его домашней крысе).
В 1978 году Майкл снялся вместе с Дайаной Росс в экранизации бродвейского мюзикла «The Wiz» («Удивительный Волшебник из Страны Оз»). На съёмках он познакомился с музыкальным режиссёром Квинси Джонсом (англ. Quincy Jones), который станет продюсером его самых известных альбомов. Первый из них, «Off the Wall», вышел 10 августа 1979 года. На вершину чартов попали диско-хит «Don’t Stop 'Til You Get Enough» и более медленная композиция «Rock With You», а сам альбом разошёлся тиражом более 20 млн. Многие музыкальные обозреватели[кто?] считают «Off the Wall» последней вершиной мимолётной эпохи музыки диско.
«Thriller»
Основная статья: Thriller
Джексон в 1988 г.
Альбом «Thriller» вошёл в историю как самый продаваемый альбом в мире. По поводу этого альбома продюсер Куинси Джонс заявил в интервью журналу «Тайм»:
«„Чёрная“ музыка вынуждена была играть вторую скрипку в течение долгого времени, но её дух — целая движущая сила в поп-музыке, которую Майкл соединил с каждой душой в мире»
.
Выпущенный в ноябре 1982, «Thriller» дал Америке девять синглов:
«The Girl Is Mine» (№ 2, дуэт с Полом Маккартни).
«Billie Jean» (№ 1, премия «Грэмми», самый крупный хит за всю карьеру Джексона и один из наиболее семплируемых треков фанк-музыки).
«Beat It» (№ 1, ещё одна «Грэмми»).
«Wanna Be Startin' Somethin'» (№ 5).
«Human Nature» (№ 7).
«P.Y.T. (Pretty Young Thing)» (№ 10).
«Thriller» (№ 4).
«Baby Be Mine».
«The Lady in My Life».
«Thriller» возглавлял Billboard 200 в течение девяти месяцев (37 недель) и не покидал пределов этого чарта более двух лет (122 недели). За этот альбом Джексон получил семь премий «Грэмми» (в том числе в номинации «лучший альбом года», а восьмая Грэмми была за аудиозапись рассказа «Инопланетянин» по одноимённому фильму) и семь American Music Awards (Американские музыкальные премии). В 1985 альбом был объявлен Книгой рекордов Гиннесса «наиболее продаваемым альбомом за всю историю». По данным на июль 2001, продано 26 миллионов копий альбома в США[15], что сделало его вторым альбомом по продажам в истории Америки после «The Greatest Hits» группы The Eagles (27 миллионов). Во всём мире «Thriller» был реализован рекордным тиражом в 109 миллионов копий.
Джексон и его продюсеры использовали активно развивающееся музыкальное телевидение: его революционные видеоролики стали первыми клипами чернокожего исполнителя в постоянной ротации телеканала MTV, которому исполнился только год во время выпуска альбома.
Восьмидесятые годы
Встреча Майкла Джексона с Рональдом Рейганом и с его женой Нэнси
Восьмидесятые годы 20 века можно охарактеризовать, как «золотую» эпоху Майкла Джексона. 30 ноября 1982 г. вышел «Thriller», остающийся до сих пор самым продаваемым альбомом в мире. 25 марта 1983 г. на юбилейном шоу Motown 25: Yesterday, Today, Forever, которое транслировалось на всю Северную америку, во время исполнения песни Billie Jean Майкл Джексон впервые продемонстрировал свою знаменитую «лунную походку». Это выступление вошло в список самых значимых моментов на американском телевидении.
В феврале 1984 г. выходит созданный Майклом Джексоном и режиссёром Джоном Лэндисом 14 минутный фильм «Thriller», который задаёт новые стандарты музыкального видео, и который вместе с другими клипами Джексона способствует становлению видеомузыкальной индустрии в лице недавно появившегося канала MTV.
14 мая 1984 года, в Белом Доме, Майкл получает награду от президента Рональда Рейгана за поддержку благотворительных организаций, которые помогают людям преодолеть злоупотребление алкоголем и наркотиками.
С 6 июля по 9 декабря 1984 г. в Америке и Канаде братья Джексоны проводят крупнейший для групп того времени «Victory Tour»: 55 концертов, более 2 миллионов зрителей, более 75 миллионов долларов прибыли. На тот момент это были рекордные мировые достижения. Майкл пожертвовал на благотворительность весь свой доход с этого тура — 5 миллионов долларов.
Также в 1984 году Джексон вновь лидирует в американских чартах, на этот раз с записанной в дуэте с Полом Маккартни композицией «Say Say Say». На следующий год Майкл скупил большую часть акций компании ATV Music Publishing, обладавшей правами на большинство песен The Beatles, что послужило причиной размолвки с Маккартни, который сам мечтал выкупить эти акции. Майкл Джексон также работал вместе с Фредди Меркьюри, сделав с ним несколько пробных записей, сообщил гитарист Queen Брайан Мэй.[16], но сотрудничество так и не состоялось из-за занятости обоих музыкантов.
7 марта 1985 года выходит сингл «We Are the World» (Мы — это мир). Песня была написана Майклом Джексоном и Лайонелом Ричи, и исполненна известнейшими музыкантами США. Средства, собранные от продаж в размере $61.800.000 были направлены для помощи голодающим в Эфиопии.
В сентябре 1986 года состоялся дебют Майкла Джексона в кино. Это был 17 минутный 3-D фильм «Captian Eo» снятый Джорджем Лукасом и Френсисом Фордом Копполой специально для демонстрации в парках Диснейленда.
31 августа 1987 года выходит альбом «Bad». Тираж более 45 миллионов. Это — первый в истории альбом, содержащий пять синглов, которые были на первой строчке «Billboard». С 12 сентября 1987 года по 14 января 1989 года длился грандиозный «Bad Tour». 123 концерта в 15 странах, на которых побывало 4,4 миллиона зрителей. Турне собрало более 125 миллионов долларов и стало крупнейшим в мире. В Лондоне был установлен новый рекорд — 504 тысячи зрителей.[17][18]
29 октября 1988 года на экраны выходит музыкальный фильм «MoonWalker», имевший успех в прокате и заработавший 67 миллионов долларов, а после изданный на видео в количестве 800 тысяч копий (на 1989 год). В 1989 году, на церемонии награждения Soul Train Heritage Award, актриса Элизабэт Тэйлор в своей речи назвала Майкла Джексона «the true king of pop, rock and soul», то есть «настоящий король музыки поп, рок и соул», и неофициальный титул «the king of pop» закрепился за Майклом Джексоном навечно.
Однако 80-е были ознаменованы не только достижениями и рекордами. 27 января 1984 года — день который многое изменил в жизни Майкла Джексона. Майкл с братьями снимался в рекламе «Pepsi». По просьбе режиссёра он задержался в опасной близости от пиротехнических устройств. Его волосы загорелись и Майкл получил ожоги кожи головы 3 степени.[19][20]. Находясь в больнице, Майкл посетил детское ожоговое отделение, и после этого решил вместо получения многомиллионной компенсации от компании «Pepsi», открыть с помощью «Pepsi» детский ожоговый центр своего имени. Это стало началом благотворительной деятельности Майкла, которую он не прекращал до конца своих дней. На открытии того самого ожогового центра Майкла попросили позировать в кислородной барокамере для пациентов с обширными ожогами тела. Майкл позировал лёжа на спине, а потом повернулся на бок и притворился спящим. Так родился самый известный миф в шоу-бизнесе. На самом же деле, это был единственный случай, когда Майкл Джексон «спал» в барокамере. Другим следствием ожога стало то, что перенесенный организмом стресс спровоцировал развитие «витилиго», болезни, передавшейся Майклу по материнской линии, и нарушающей пигментацию кожи. Это привело к необходимости наносить усиленный грим, и избегать солнечного света. Ещё одно последствие: Джексон так и не оправился от этой травмы, и боли не оставляли Майкла до конца жизни, и он вынужден был начать регулярно принимать обезболивающие препараты. Кроме того, после ожога Майкл впервые познакомился с пластической хирургией, когда ему восстанавливали поврежденную кожу и волосяной покров головы. После этого он и решился на операцию носа и подбородка. Всё это в совокупности с переходом на вегетарианскую диету, и потерей веса привело к значительным изменеиям во внешности певца, что постоянно являлось пищей для обсуждения в прессе.
Девяностые годы
Из-за повышенного внимания к его персоне, Джексон большую часть времени проводил в уединении на своём строго охраняемом от посторонних ранчо Neverland. Там его посещали немногие друзья, включая Элизабет Тейлор. На ранчо также жили дети, к которым певец был всегда неравнодушен. В 1991 году он написал два сингла для мультсериала «Симпсоны», фанатом которых являлся. Однако из-за ограничений, налагаемых контрактом, его имя не было упомянуто в титрах[23].
26 ноября 1991 г. вышел альбом «Dangerous», релизу которого предшествовала премьера масштабного видеоклипа к синглу «Black or White» («Чёрный или белый»). В течение пяти недель «Black or White» занимал верхнюю строчку чартов и стал самым большим хитом Джексона после «Billie Jean». Как и с предыдущих, с этого альбома было выпущено семь синглов. Помимо «Black or White» (№ 1) они включали «Remember the Time» (№ 3), «In the Closet» (№ 6) и «Will You Be There» (№ 7). Для «Remember the Time» был снят клип с многомиллионным бюджетом и компьютерными спецэффектами, в котором фараона Египта и его супругу изобразили Эдди Мерфи и топ-модель Иман.
На протяжении 1990-х лицо Джексона сильно изменилось, а его кожа стала совершенно белой
16 июня 1995 г. вышел двойной альбом «HIStory: Past, Present and Future — Book I»: на первом диске — сборник величайших хитов, на втором — 15 новых песен. Предполагалось, что это будет первая часть трилогии. Первым синглом был выпущен «Scream» — дуэт певца с сестрой, Джанет Джексон. Песня сопровождалась футуристическим видеоклипом, на съёмки которого было потрачено свыше семи миллионов долларов.
Альбом дебютировал под номером один в Billboard 200 и был распродан тиражом более 20 миллионов экземпляров (7 миллионов копий в США). Многие новые песни из него были выпущены синглами, среди них баллада о Москве («Stranger in Moscow»; записать песню о российской столице Джексон пообещал, впервые побывав здесь в 1993 году), композиция на экологическую тему «Earth Song» (пять недель на первом месте в Великобритании) и композиция в стиле современного ритм-энд-блюза «You Are Not Alone» (его тринадцатый «номер один» в Billboard Hot 100), написанный и спродюсированный для него Ар Келли. В клипе на «You Are Not Alone» Майкл появился полуобнажённым вместе со своей первой супругой — Лизой Марией Пресли, дочерью Элвиса Пресли.
В 1997 году вышел альбом «Blood on the Dance floor»: саундтрек к фильму «Ghosts» и сборник танцевальных ремиксов на треки из «HIStory». Отзывы на этот диск были в основном положительными, а заглавная композиция возглавила чарты продаж во многих странах, в том числе в Великобритании. В США альбом прошёл практически незамеченным и не достиг первой строчки в чартах.
Выступления в России
Впервые в Москву Майкл Джексон приехал в сентябре 1993 года. Его концерт был организован фирмой «Десса» и обошёлся ей в $1 000 000. Организатор гастролей — Самвел Гаспаров. Концерт прошёл 15 сентября на открытой площадке — Большой спортивной арене (БСА) стадиона «Лужники» при проливном дожде. Вскоре после концерта фирма прекратила своё существование из-за финансовых проблем, а стадион был закрыт на ремонт. Во время концерта шёл проливной дождь, лужи которого убирал обслуживающий персонал прямо во время выступления Майкла Джексона. В своем номере московского отеля Джексон написал балладу об одиночестве — Stranger in Moscow, которая вошла в альбом 1995 года History и вышла в виде сингла. Во время визита 1993 года Джексон останавливался в отеле «Метрополь».
Второе выступление Джексона в России прошло 17 сентября 1996 года на московском стадионе «Динамо»[24]. Во время визита Майкл Джексон встретился с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым, начальником службы охраны президента РФ Коржаковым, композитором Игорем Крутым. Во время визита 1996 года Джексон останавливался в отеле «Балчуг Кемпински».
Альбом Invincible
Следующий студийный альбом Джексона был записан только через шесть лет, его выпуск не раз откладывался. Лейбл «Sony» неохотно соглашался вкладывать миллионы долларов в затянувшийся процесс записи и последующей раскрутки альбома, что в конечном счёте привело к ссоре певца с гигантом звукозаписи. «Invincible» (Непобедимый), выпущенный в октябре 2001 года, содержал 16 треков, включая сингл «You Rock My World», в клипе к которому снялись известные актёры Марлон Брандо и Крис Такер. Альбом был неоднозначно встречен критиками, а цифры его продаж были в два раза скромнее, чем у «HIStory».
Песня Invincible посвящена 15-летнему афро-норвежскому мальчику по имени Бенджамин Хермансен, который был убит группой неонацистов в г. Осло (Норвегия, 26 января, 2001). Омер Бхатти, близкий друг Джексона, был хорошим другом Бенджамина Хермансена. Майкл Джексон пишет в послании:
«Этот альбом посвящен Бенни Германсену. Мы должны помнить: о человеке судить можно не по цвету его кожи, а по его личным качествам. Бенджамин, мы тебя любим. Покойся с миром».
В целях продвижения альбома было организованно специальное празднование 30-летия сольной карьеры Майкла Джексона в Madison Square Garden которое произошло в сентябре 2001. Джексон появился на сцене рядом с его братьями, впервые с 1984 года. В шоу также включавший выступления Бритни Спирс, Mýa, Usher, Уитни Хьюстон, Tamia, 'N Sync, Слеш, Аарона Картера. Также планировался мировой тур в поддержку альбома, но в связи с терактами 11 сентября тур отменили. Альбом породил три сингла, «You Rock My World», «Cry» и «Butterflies», последняя из которых не имела музыкального видео. «Unbreakable» должна была быть выпущена в виде сингла, однако в связи с рядом вопросов финансирования, Sony отказались выпустить его.
В ноябре 2003 года Джексон выпустил сборник хитов «Number Ones». Вошедшие в сборник 18 треков включали 16 ранее изданных хитов, живое исполнение песни «Ben» и новый сингл «One More Chance». К концу 2004 года, продажи «Number Ones» по всему миру превысили 6 миллионов копий.
2000
В 2003 году Джексону пришлось предстать перед судом по обвинению в растлении несовершеннолетних[источник не указан 295 дней]. После длительного судебного разбирательства музыкант был оправдан. После суда Майкл Джексон уединился от журналистов в Бахрейне и приступил к подготовке записи благотворительного сингла памяти жертв урагана «Катрина». Вскоре выяснилось, что далеко не все приглашённые музыканты захотели участвовать в проекте, возглавляемом Джексоном. Хотя песня «I Have This Dream» была записана, синглом она так и не вышла, по неясным обстоятельствам.
16 ноября 2004 Майкл Джексон выпустил «Michael Jackson: The Ultimate Collection' Box Set» — набор из 5 дисков — содержащий 57 треков и 13 ранее невыпущенных записей, охватывающий период с 1969 по 2004 годы, плюс неизданный ранее живой концерт 1992 года на DVD.
Летом 2008 года компания Sony BMG запустила глобальную акцию, в рамках которой жители более чем 20 стран мира голосовали за свои любимые песни Майкла Джексона, и таким образом принимали участие в составлении сборника хитов «короля поп-музыки» в своей стране. На суд фанатов было представлено 122 трека. В альбом, который в каждой стране стал уникальным, вошло порядка 17-18 треков на каждом диске (всего их оказалось 1 или 2, в зависимости от страны).
Кроме того, Майкл Джексон записал свой новый сольный альбом, выпуск которого планировался на 2009 год. В записи альбома участвовали рэперы Will.I.Am, Канье Уэст и R’n’B-певец Эйкон.
В ноябре 2008 года сын короля Бахрейна, шейх Абдулла бин Хамад аль-Халифа, по приглашению которого певец находился в этой стране, подал на Майкла Джексона в суд за невыполнение контрактных обязательств. Шейх требовал выплаты ему семи миллионов долларов.[25]
В марте 2009 года Майкл объявил о том, что собирается дать последнюю серию концертов в Лондоне под названием «This Is It Tour». Концерты должны были начаться 13 июля 2009 и завершиться 6 марта 2010. Когда 5 марта 2009 на специальной пресс-конференции Джексон объявил о возвращении на сцену, речь шла о 10 концертах на стадионе The O2 arena, вмещающем 20 тысяч человек. Однако спрос на билеты был настолько высок, что пришлось запланировать ещё 40 выступлений. Концертный тур так и не состоялся по причине смерти певца.
Sony заключила с семьёй Майкла контракт на выпуск новых десяти альбомов Джексона. Они будут включать в себя переиздания некоторых старых альбомов и сборники никогда не издававшихся песен.
Творчество
Клипы и хореография
Джексона также называют Королем музыкального видео.[26] Стив Хей из Allmusic наблюдал, как Джексон превратил клип в произведение искусства через сложные сюжетные линии, танцы, спецэффекты и появление знаменитостей в эпизодических ролях, одновременно разрушая расовые барьеры. До Триллера Джексон тщетно пытался пробиться на MTV якобы потому, что он афроамериканец. Давление со стороны CBS Records убедило MTV начать показывать «Billie Jean», а затем «Beat It», что приводит к длительному партнерству с Джексоном, а также помогает другим чёрным музыкантам получить признание. Сотрудники MTV отрицают расизм в их показах или давление, чтобы они изменили свою позицию. MTV утверждает, что они играли рок-музыку независимо от расы. Популярность его видео на MTV помогла поставить относительно молодой канал «на карту»; внимание на MTV сместилось в сторону поп и R&B.[27][28] Его представление на «Мотаун: вчера, сегодня, навсегда» изменило рамки живого шоу на сцене; «То, что Джексон исполнял синхронно „Billie Jean“, само по себе не экстраординарно, но факт, что это не изменило впечатление от выступления экстраординарно, было ли это выступление вживую или синхронно, это не влияет на аудиторию», создавая тем самым эпоху, в которой артисты воссоздают образы музкального видео на сцене. Такие короткие фильмы, как Триллер, в основном оставались уникальными для Джексона, в то время как танцу танцевальной группы в «Beat It» неоднократно подражали. Хореография Триллера стала частью глобальной поп-культуры, копируясь повсюду, от индийских фильмов до тюрьмы на Филиппинах. Короткометражный клип Триллер отмечен увеличением уровня музыкальных клипов и был назван самым успешным музыкальным видео, когда-либо попадавшим в Книгу Рекордов Гиннеса.[29]
В 19-минутном видео на песню «Bad» — режиссёр Мартин Скорсезе — Джексон начал использовать сексуальные образы и хореографию, не виданную ранее в его работе. Время от времени он захватывал или касался груди, туловища и промежности. Отвечая на вопрос Опры в интервью в 1993 году о том, почему он хватается за промежность, он ответил: «Я думаю, это происходит подсознательно», и он описал это как то, что не было запланировано, но, скорее, как то, что было вынуждено музыкой. «Bad» получил смешанный прием от поклонников и критиков, журнал «Time» назвал его «позорным». В фильме также показан Уэсли Снайпс, в будущих клипах Джексона знаменитости будут часто получать эпизодические роли.[30][31] Для «Smooth Criminal» Джексон экспериментировал с инновационным «антигравитационным наклоном» в своих выступлениях. Этот манёвр требует специальной обуви, за которую он получил патент США № 5255452. Хотя видео на песню «Leave Me Alone» не был офицциально выпущен в США, в 1989 году он был номинирован на три награды Billboard Music Video Awards; в том же году он получил награду «Золотой Лев» за качество спецэффектов, используемых в его постановках. В 1990-ом году «Leave Me Alone» выиграл Грэмми как лучшее музыкальное видео, короткая форма.[32]
Он получил награду MTV Video Vanguard Award в 1988-ом году и награду Артист Десятилетия MTV Video Vanguard Award в 1990-ом году в ознаменование достижений в его искусстве в 1980-х годах, а в 1991-ом первая премия была переименована в его честь.[33] «Black or White» сопровождалась спорным клипом, премьера которого состоялась 14 ноября 1991 года одновременно в 27 странах, по оценкам, аудитория составила 500 миллионов человек, самая большая из когда-либо посмотревших музыкальное видео. Показанные сцены были истолкованы как имеющие сексуальный характер, а также как изображение насилия. Оскорбляющие сцены в финальной части 14-минутной версии были отредактированы, чтобы предотвратить запрет на видео, и Джексон извинился. Наряду с Джексоном, в клипе участвовали Маколей Калкинн, Пегги Липтон и Джордж Вендт. Эта работа помогла ввести морфинг как важную технологию в музыкальныхе клипы.